Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

Это один из самых известных музейных комплексов под открытым небом, которые существуют на территории Беларуси. Открыли его относительно недавно, в 2005 году, когда отмечали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Планировалось, что «Линия Сталина» станет своего рода музеем советской фортификации периода 30-х годов прошлого века.

Надо заметить, что в СССР термин «Линия Сталина» никогда не использовался. Да и само создание фортификационной линии проходило в обстановке секретности. Но невозможно утаить масштабное строительство укреплений, которые соседствовали с границей и протянулись от Карельского перешейка до Черного моря. Звучное и грозное название Линия Сталина придумала западная пресса.

Строительство «Линии Сталина» на территории Беларуси

Линия Сталина2.jpg

На территории нынешней Беларуси строительство велось в 1932-1935 годах. Это был сложнейший для страны период, не хватало элементарного – продовольствия, транспорта, материалов, да даже одежды для населения. Поэтому стройка сама по себе была подвигом. Минский укрепрайон включал в себя 327 сооружений, ДОТов. Лишь шесть укреплений отреставрировали, сейчас они входят в состав различных музейных комплексов. Два полностью отреставрированных ДОТа находятся сейчас на территории музея «Линия Сталина».

Сейчас, практически через сто лет мы понимаем, что строительство системы укреплений было довольно спорной затеей. Границы СССР в 1939 году отодвинулись на запад, и Линия Сталина оказалась в тылу. К концу 30-х годов в инженерном плане она уже устарела и нуждалась в модернизации. В результате в Великой отечественной войне эта система укреплений существенной роли не сыграла. Хотя сотрудники музейного комплекса на этот счет с вами поспорят. Их аргументы – система укрепления вдоль границы предназначалась для того, чтобы затянуть продвижение противника, нанести ему максимальные потери и таким образом выиграть время для мобилизации своей армии. Да, Линия Сталина не задержала немцев во время Великой отечественной войны, но локальные бои все же были, о чем свидетельствуют разрушения многих ДОТов. Ну и, будем честными, в 30-е годы границы собирались защищать от нападения Польши, а вовсе не от Германии.

Интерес к «Линии Сталина» в XXI веке

Линия Сталина3.jpg

Нам, людям XXI века Линия Сталина интересна исключительно с точки зрения познавательной.  Сюда приезжает множество туристов, в том числе иностранцев, которые интересуются военной историей. Количество посетителей уже давно перевалило за миллион человек! Все имеют возможность, что называется, пощупать руками грозные артефакты времен ВОВ, забраться в окоп, землянку и ДОТ, а также пострелять холостыми патронами из «калашникова» или винтовки. Но все же главное развлечение для туристов – возможность проехать на танке Т-34. Все по-настоящему – танки рычат, разрывают гусеницами и без того не очень ровную дорогу - поверьте, ощущения остаются очень сильные что внутри танка, что рядом с ним. 

В музее на четырех площадках представлена также внушительная экспозиция оружия и военной техники – со времен Первой мировой войны и до наших дней. На искусственном водоеме можно увидеть развернутые понтонную переправу и низководный инженерный мост, восстановленный по чертежам довоенных лет. Сейчас экспозиция музея насчитывает более 170 крупных экспонатов, не считая образцов стрелкового оружия, военной формы и амуниции, различных документов.

На Линии Сталина регулярно проводят реконструкции боев Великой Отечественной войны — например, операции «Багратион», Сталинградской битвы. Попасть на такое мероприятие – большая удача.

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»