В Витебской области Республики Беларусь находится один из крупнейших вокзалов страны. Тысячи людей ежедневно пользуются услугами этого важнейшего транспортного узла. Во всех вокзалах мира всегда царит особенная атмосфера – здесь встречаются старые друзья; уставшие студенты с нетерпением ждут свой поезд, уже предвкушая семейный уют и вкус домашней еды; перрон пестрит влюбленными парами. Условия пользования вокзалом постоянно улучшаются и дорабатываются: устанавливаются платежные терминалы, развивается инфраструктура вокзала. Сейчас, как и в середине XIX века, здесь кипит жизнь. Прибывают и отправляются поезда, перемещаются толпы людей и сотни грузов, а на электронном табло меняются маршруты следования.
Вокзал в Орше сам по себе историческая ценность, он был построен в 1871 году в связи с введением в эксплуатацию магистрали Москва-Брест. Сначала постройка была совсем простой – небольшое здание из нескольких этажей возвели из дерева. Вокзал украшали резные окна и крыша – типичные атрибуты зданий того времени. В 1912 году вокзал перестроили – он стал величавым бетонным строением в стиле модерн с зубчатыми башнями по краям, некоторые черты постройки тех лет сохранились до наших дней. В 1930-е годы вокзал несколько расширили, так как поток людей через город существенно увеличился.
Когда началась Вторая мировая война, здание вокзала захватили фашисты. Властями Советского Союза было принято непростое решение об уничтожении транспортного узла с целью предотвращения наступления противника. Так, здесь впервые было применено реактивное оружие БМ-13 («Катюша»). Вокзал был сильно разрушен.
В 1944 году начались работы по ремонту и реконструкции строения. Через два года после окончания войны здание восстановили. Конечно, вокзал приобрел новые черты, во многом отличные от варианта 1912 года. Рядом с вокзалом был установлен памятник партизану и Герою Советского Союза К. С. Заслонову. В 50-е и 70-е годы XX столетия вокзал снова достраивали, а в год, когда в СССР проходили Летние Олимпийские игры, был обновлен интерьер вокзала. В 2004 году прошла еще одна крупная реконструкция, затронувшая фасад здания и его внутреннюю часть, а также были отремонтированы платформы.
Теперь мы можем наблюдать старинное массивное здание с арочными проемами, украшенными колоннами и лепниной, и в то же время пользоваться всеми возможными новшествами, доступными в современных вокзалах первого класса. Рядом со зданием можно увидеть паровоз серии П-36, установленный здесь в 1984 году в связи с сорокалетием освобождения Беларуси от фашистской Германии.
Орша – город, вышедший на новый уровень именно благодаря своему транспортному сообщению, вот почему вокзал в Орше особенно примечателен и исторически важен.
1
2...
551