Железнодорожный вокзал в Минске

Это здание – одна из визитных карточек столицы. И не только потому, что каждый приезжающий сюда видит его одним из первых. Это обусловлено также довольно занимательной и многолетней историей Минского вокзала.

Начало пути

Интересно, что первым железнодорожным вокзалом Минска, построенным в 1871 году, был отнюдь не предшественник современного. Он располагался по улице Суражской и назывался Брестским, или Александровским. К сожалению, здание было разрушено еще в 1941 году, успев принять до этого таких высокопоставленных особ, как, скажем, император Николай II. Что касается современного Минского вокзала, то он возник на месте Виленского, или Либаво-Роменского, открытого в 1874 году. Этому способствовало прохождение здесь важнейших железнодорожных путей, связывающих Прибалтику и юг России.

Первоначально здания Минского вокзала представляли собой деревянные строения, однако только на первых порах. Ввиду важнейших выполняемых функций, а также по причине того, что вокзал посещали довольно влиятельные лица, к 1898 году дерево было целиком заменено на камень и Минский вокзал приобрел более внушительный и эстетически привлекательный вид. Стоит отметить, что в то время это была настоящая «жемчужина» городской архитектуры – здание походило скорее на сказочный терем, нежели на железнодорожную станцию.

Примерно в этот же период приобрела свои привычные очертания и Привокзальная площадь (в то время именовавшаяся также Бобруйским треугольником), куда вели основные городские улицы.

Период XX века 

Уже с 1905 года Виленский вокзал начал обслуживать не только междугородные и международные рейсы, но и поезда, идущие в пригород. В то время пригородом были районы нынешней Серебрянки и Курасовщины.

В 20-х годах в жизни вокзала настали не самые удачные времена, что во многом обуславливалось прохождением неподалеку границы с Польшей. В день ходило не более 3-4-х поездов, и то преимущественно на юг. Однако нельзя сказать, что в это время не произошло никаких серьезных новшеств. Так, был достроен верхний этаж Виленского вокзала, где располагалась зона ожидания и административные офисы. Кроме того, в самих поездах постепенно начало внедряться электричество, что сделало поездки более комфортными.

После Великой Отечественной войны здание сильно изменилось – стало более массивным и тяжелым в соответствии с новым архитектурным проектом Рочаника. Впрочем, здание было настолько повреждено во время войны, что при его реконструкции было принято решение вернуть первоначальный, а не массивный облик. Примерно тогда же, в период 1948-1956 годов, появился и второй узнаваемый символ советской эпохи – башни-близнецы по улице Кирова.

Современность

Сегодня на месте старого здания вокзала мы видим осовремененный вариант, который с первого же взгляда впечатляет своим величием. Новый вокзал был построен на месте старого в 1991 году по проекту архитекторов М. Виноградова и В. Крамаренко.

Остекленные этажи, развитая инфраструктура, многоуровневость, столь необходимая с учетом многочисленных гостей столицы, ежедневно приезжающих или же покидающих Минск, - все это делает Железнодорожный вокзал максимально комфортным и удобным, по всем показателям отвечая возросшим требованиям современности. А исторически сложившееся место его расположения становится своего рода символом роста и развития города.

Железнодорожный вокзал в Минске Железнодорожный вокзал в Минске Железнодорожный вокзал в Минске Железнодорожный вокзал в Минске