Многие посетители Бреста сразу отмечают величие железнодорожного вокзала. Массивная постройка выглядит громоздкой и даже устрашающей. И это неспроста, ведь чего только не пережило здание за столетие существования: и реконструкции, и перестройки, и даже полное разрушение.
История вокзала: от А до Я
Первые сообщения с вокзала по телеграфу были отправлены в 1886 г. В небольшой телеграмме говорилось о том, что железнодорожное сообщение в Бресте теперь налажено, и для жителей близлежащей округи будет доступны новые пути передвижения. Эта телеграмма сохранилась до сих пор, ее бережно хранят в музее вокзала.
В конце XIX в. здание вокзала производило на современников такое же ощущение, что и сейчас: неприступная крепость, расположенная на островке. Сюда впервые за всю историю железнодорожного сообщения провели электричество, отчего вокзал поистине светился.
Со строительством вокзала во всем городе стала налаживаться транспортная сеть. Постепенно исчезали извозчики-одиночки, а вместо них по улочкам разъезжали многоместные кареты.
Здание вокзала во время Первой мировой войны
В начале XX в. город вместе с вокзалом вошел в состав Польши. Железнодорожный узел потерял свое предназначение, стал играть меньшую роль в жизни жителей Бреста. Во время Первой мировой войны его здание было сильно повреждено.
Власти не хотели оставлять такое вокзал на произвол судьбы. В срочном порядке был объявлен конкурс проектов на лучшее предложение по восстановлению и реконструкции вокзала. И уже к 1929 г. строительные работы были завершены. Здание вокзала приобрело обновленный облик и стало работать как прежде.
Годы Великой Отечественной войны
Во время военных действий Второй мировой здание стойко держало оборону. Оно практически не пострадало от рук немецких захватчиков. Ежедневно с платформ отправлялись составы, груженые боеприпасами и гуманитарной помощью во все уголки Европы.
После окончания войны саперы несколько недель трудились над разминированием здания, и вскоре все работы завершились успешно. Теперь начались долгие годы реконструкции вокзала. В активных строительных работах участвовали не только жители Бреста, но и военнопленные немцы.
Современное наследие железнодорожного вокзала
Очередная реконструкция здания вокзала заняла четыре года – 1953-1957 гг. Появилось много новых пристроек: агитпункт, зал для интуристов и зал таможенного оформления.
Из центрального зала ожидания убрали тяжи, которые скрепляли стены вокзала, а на их месте появился пояс из армированного бетона. Таким образом, внутри стало уютно и просторно.
После распада СССР внутри вокзала произошла еще одна небольшая реконструкция. В это время хотели снять всю советскую символику, но из-за скандала руководство вокзала все же оставило все на своих местах.
Оформление вокзала сейчас соответствует современной стилистике. Комфортабельные залы ожидания ежегодно принимают миллионы пассажиров, едущих в Европу и обратно. Для тех, кто посещает Беларусь впервые, вокзал в Бресте – настоящая визитная карточка страны.
1
2...
561