Сложно представить себе активное и быстрое развитие городов без дорог. Всем известен крупнейший и самый старый торговый путь «Из варяг в греки», который соединил между собой порядка сотни городов и множество стран. Нельзя не вспомнить и мощеную Римскую дорогу, которая сохранилась до сегодняшнего дня еще с XV века и представляет огромный интерес для историков и туристов. А во времена боевых сражений, особенно при Второй Мировой войне, ключевое значение в исходе многих сражений играла именно железная дорога. Именно благодаря железнодорожным путям советские власти могли доставлять в любые точки Беларуси боевую технику, припасы и перевозить людей.
Многие из железнодорожных станций, которые были построены в конце XIX – начале XX века сегодня представляют важнейшую архитектурную ценность. Одной из таких, безусловно, является станция в Осиповичах в Могилевской области. Этот железнодорожный пункт является памятником архитектуры XX века, который был построен в результате возведения в 1931 году линии железнодорожных путей по направлениям Рославль-Кричев-Могилев-Осиповичи.
Непростая, к слову, судьба у этого векового здания. Именно на осиповичском железнодорожном узле произошла крупнейшая за всю историю Великой Отечественной войны сухопутная транспортная диверсия. Тогда, в самый разгар битвы за Могилевскую область, местные партизаны смогли уничтожить целых четыре эшелона с вражескими боеприпасами, горючим и военной техникой. Этот героический поступок оказал большое влияние на исход дальнейших боевых действий.
Уже под конец Великой Отечественной войны, когда немцы отступали, они пытались нанести максимально возможный урон городам Беларуси, в том числе и железнодорожным узлам. Не исключением стала и станция в Осиповичах, где фашисты практически полностью уничтожили все объекты железнодорожного хозяйства. Именно с их восстановления и начал отстраиваться особожденный город.
В 1956 году заканчивается масштабное строительство новой станции. Для местных жителей это было значимое событие, поскольку восстановленная железная дорога значительно улучшила уровень обслуживания и перевозки пассажиров. В течение нескольких последующих лет на этой железнодорожной точке оборудовали еще и громкоговорящую связь и создали специализированную полуавтоматическую блокировку со светофорами. Примерно в это же время возвели и мост через железную дорогу для пешеходов. Знаменательным для станции Осиповичи стал 1989 год: именно в это время в вагонном депо ввели в эксплуатацию комплекс для обеспечения капитального ремонта, специализирующегося на крупнотоннажных контейнерах. К слову, этот комплекс был одним из самых крупных на всей линии железных дорог во всем СССР.
Сегодня от памятника железнодорожной архитектуры сохранились только административное здание, несколько служебных корпусов и локомотивное депо. Некоторая часть из них была построена еще в конце XIX века, поэтому представляют большой интерес даже для тех, кто практически ничего не знает об истории железных дорог.
1
2...
563