Пожарная каланча в Гродно — памятник архитектуры 20 века, на территории которого располагается действующая пожарно-спасательная часть. Находится на пересечении старейших улиц города — Замковой и Давида Городенского.
Музей в этом здании расположился не случайно. Это место, где пожарные обосновались уже во второй половине ХІХ века и работают до сих пор. Сегодня Замковая, 19 - это прежде всего пожарная аварийно-спасательная часть № 1, но если обойти комплекс, то с другой стороны, от Старого замка, можно попасть в музей.
Сегодняшнее здание пожарной части и музея – абсолютный новодел. Историческую ремизу, построенную в самом начале ХХ века, разобрали в 60-е годы – осталась лишь каланча. Поэтому, когда построенную в советское время пожарную часть признали устаревшей, ее без особого сожаления снесли до основания, а в сентябре 2008 года тут открылась современная часть. Параллельно со строительством части шла и организация музея.
Перед строительством новой пожарной части археологи провели в этом месте исследования. Некоторые их находки можно увидеть в музее Хотя пожарная каланча – знаковый для Гродно и Беларуси памятник архитектуры, точное время постройки до сих пор неизвестно. Документы, которые могут пролить свет на историю здания, хранятся в Санкт-Петербурге. Сейчас работающий там генерал-майор Александр Глушко ищет для музея точную дату постройки. Когда-то он пришел сюда на экскурсию и подружился с руководительницей музея.
В середине ХІХ в. Гродно был городом седьмого разряда, это значит, что тут должна была действовать одна команда со штатом из 34 человек. Но до конца века так и не удалось полностью укомплектовать команду. К тому же долгое время пожарные кочевали по городу за полицмейстером, не имея своего постоянного места
Прежде чем прописаться на Замковой, 19, городской пожарный обоз сгорел. Он сгорел полностью в ночь с 25 на 26 мая 1859 года из-за того, что бочки не были наполнены водой и не были вовремя припряжены лошади. В Гродно пришло указание – немедленно организовать пожарную охрану в городе. Тогда флигель и одно крыло пустовавших королевских конюшен были отданы под пожарный обоз.
В музее – четыре экспозиционно-выставочных зала. Один зал посвящен пожарно-спасательному спорту, другой разделен на три исторических периода – от зарождения первых противопожарных мероприятий и до современности, третий посвящен пожару 1885 года, а четвертый - это пространство башни.
В первом зале – кубки, которые белорусские спасатели завоевали на соревнованиях по пожарно-спасательному спорту. Например, в этом году в Казахстане сборная Беларуси заняла первое место. Выставлена лишь часть наград, на самом деле их намного больше – хватит на отдельную выставку. Тем более что гродненские спасатели участвовали в соревнованиях еще в межвоенное время – первый раз в 1926 году в Варшаве.
Дальше можно увидеть примеры средств, которые применялись для тушения пожаров еще в средневековье – бочки, ведра, топоры, а также вещи, найденные на этом месте во время археологических раскопок после того, как снесли старую пожарную часть. Обширные фрагменты экспозиции посвящены российскому, межвоенному и советскому периодам. Тут можно увидеть форму пожарных тех времен и модели техники с конца ХІХ до конца ХХ веков. Модели Ирина отыскала уже в критическом состоянии, для восстановления одной из них пришлось даже ездить в Ригу.
Отдельный зал – мультимедийная диорама, посвященная большому пожару города, который случился в 1885 году. Ее перевезли сюда из областного управления МЧС. К каждому домику подведена лампочка – они загораются по мере того, как распространяется "огонь". Начинается "пожар" в районе сегодняшней школы №1 по улице Парижской коммуны и постепенно охватывает три четверти города. Все действо сопровождается озвучкой на белорусском языке.
Казалось бы, что пожарное дело – достаточно узкая тема, но музею уже тесновато в тех помещениях, где он сейчас. Все пространство экспозиции вместе с башней – около 500 кв.м. Если бы удалось расшириться, появилась бы экспозиция,посвященная ветеранам пожарной службы. На башню можно подняться только по праздникам, например в Ночь музеев или в День Независимости, так как ее еще не отреставрировали и не укрепили. Посещать массово в течение года ее пока нельзя.
У башни шесть ярусов, подняться на нее можно со второго. После реставрации на втором ярусе откроют оригинальный пожарный лаз, по которому, надев форму, можно будет спуститься вниз, как это делали пожарные в прошлом. А пока на ярусах башни находится арт-галерея "Каланча", где планируется проводить камерные выставки. Сейчас тут висят работы Владимира Качана и Александра Лосминского под общим названием "120 прыступак да неба". Кстати, в башне действительно 120 ступенек.
На смотровой площадке башни стоит пожарник-манекен, которого тут называют Василием. Каждый день к нему в гости поднимается настоящий пожарный, который ровно в 11.58, до того момента, когда начнут бить часы на Фарном костеле, играет на трубе. Эта традиция существовала еще в период Российской империи, поэтому современный трубач поднимается на башню в мундире той эпохи. Говорят, что в Волковыске и Слониме в межвоенный период с пожарных башен играли полонез Огинского. Сегодня в Гродно трубач играет какую-нибудь короткую мелодию из репертуара белорусских авторов. Поскольку древние часы на костеле могут опаздывать, пожарный следит за их стрелками через подзорную трубу.
Музей истории пожарной службы в Гродно работает в будние с 9.00 до 17.00, выходные – суббота и воскресенье.
тел.: +375 152 72 36 48
1
2...
561