«Летя в пыли на почтовых...»
Как вы думаете, на чем летел герой А.С. Пушкина? Да, именно на лошадях по пыльной дороге. Скорость - самая высокая из достижимых на то время, аж пыль столбом. Вид транспорта назывался ямской гоньбой, служил для перевозки людей, грузов, почты и курьерской службы. Со времен Петра I начала создаваться сеть дорог с перевалочными пунктами - почтовыми станциями. Ведь способ передвижения был утомительным и для пассажира, и для ямщика, и для лошадей. А на почтовой станции можно было отдохнуть, перекусить, лошадей сменить, можно и переночевать в случае необходимости. Вот такой придорожный сервис.
С середины XIX века приобретает значимость дорога из Москвы на Варшаву. Этот тракт существует и сейчас, правда, его дублирует новая скоростная трасса Европейского значения М1, но старая дорога расположена совсем недалеко от нее и интересна не только как путь следования, но и как историческая достопримечательность.
Почтовые станции обычно возводили по типовому проекту, поэтому все они очень похожи между собой. Стандартная структура почтовой станции: небольшой отель (трактир), конюшня, ямская и каретная. А вот станция Нехачево, находящаяся в Брестской области, особенная. Сейчас бы мы назвали ее VIP: тут были предусмотрены даже апартаменты для царственных особ.
Деревня Нехачево и ее почтовая станция
Своим существованием деревня обязана именно строительству здесь почтовой станции первого класса. Таких станций было на территории современной Беларуси лишь несколько. Три здания станции соединены между собой переходами, они были построены в 1840 году. Знатоки относят их к позднеклассическому стилю.
Функции почтовой станции разделены между строениями следующим образом: центральное здание - административный комплекс и жилье для постояльцев, боковые - для хозяйственных нужд и конюшни.
Исторические документы свидетельствуют, что поддержание работы почтовой станции - дело нелегкое, уж очень много функций она выполняла. Этакий транспортный цех в симбиозе с гостиницей.
Постройка в Нехачево является исторической достопримечательностью республиканского значения.
Возрождение почтовой станции
Нет, в полном упадке почтовая станция не была, как можно предположить из подзаголовка. Добротное здание из кирпича устояло, сохранив даже видимость былого достоинства. Но в этом заслуга тех строителей и проектировщиков, кто возводил его почти 200 лет назад. Обстоятельства века двадцатого все-таки способствовали износу старой постройки: не было надлежащего ухода. То здесь был магазин местного райпо, то оно вообще пустовало.
Тем отраднее констатировать факт, что сейчас здание пережило возрождение в своем прежнем качестве - как объект придорожного сервиса. Усилиями частного капитала здание отреставрировано, в нем и на окружающей его территории воссоздана стилизованная атмосфера прежних веков. И это притом, что здесь не музей, а именно современный «постоялый двор». В том смысле, что удобства современные, антураж исторический.
И снова позволим себе литературные ассоциации: «Ямщик, не гони лошадей...», «Вот мчится тройка почтовая», да и еще многие. Для чего ж и воссоздавать такие колоритные места, для чего ж и сберегать историческое наследие, как не для того, чтобы человечество имело литературные и исторические ассоциации, знало, что за ними стоит, помнило свои корни.
Источник фото: https://road.globeofrussia.ru/
1
2...
561