На территории бывшего монастыря бернардинцев, а еще раньше – военной комендатуры, в живописном дворике расположился уникальный Музей карет. Чем же знаменито это место? Ранее здесь была стоянка для экипажа посетителей монастыря. В настоящее время, архитектура улочки выполнена в классическом, для XIX века, стиле, что привлекает множество режиссеров киностудии «Беларусьфильм». Музей карет распахнул свои двери в 2014 году, выставочный зал площадью 72 кв.м вмещает огромную коллекцию дорожного экипажа, некоторые экспонаты ранее принадлежали известным коллекционерам и просто богатым людям. А экспонаты, найденные при раскопках, выглядят так, словно только что с Каретной мастерской мистера Лейбмана, расположенной на улице Преображенской с 1863 года. Л.Я. Лейбман был первым каретным мастером и владельцем Фабрики, в то время его услуги пользовались большим спросом – он «обувал» колеса в резиновые шины. А в 1905 году была открыта мастерская Матиевского, где искусно изготавливали седла, сумки, чемоданы и упряжки на любой вкус.
Зайдя внутрь Музея карет, вы попадаете в длинный коридор, по правую и левую сторону величественно стоят старинные кареты, дилижансы, фаэтоны, кабриолеты, брички и большие деревянные сани, будто из сказки. К сожалению, посидеть в настоящем экипаже вам не разрешат, а вот в санях, пожалуйста! Между прочим, сани были самым удобным зимним видом транспорта минчан, их застилали теплой овечьей шкурой. Летом незаменимым транспортом была коляска-дрожка с капюшоном, а во время затяжного дождя спасала телега и бричка.
На стенах висят репродукции художников и мастеров, схемы и макеты гужевого транспорта, подковы, найденные при раскопках. Если вы придете в музей без сопровождения гида – к вашим услугам интерактивный информационный терминал, который ответит на любые ваши вопросы: как делали гужевой экипаж, какие модели пользовались наибольшим спросом, какова средневековая стоимость каждого экспоната? Также вы сможете интерактивно изучить интересующие вас архивные документы, памятные фотографии, популярные минские маршруты на разных языках и поучаствовать в игре «Собери экипаж», правила просты: нужно собрать повозку из представленных деталей в правильной последовательности за 45-60 секунд.
Интересными музейными экспонатами являются модная прогулочная коляска, которой управлял владелец, без извозчика, а также самая большая четырехместная коляска, принадлежавшая только обеспеченным горожанам. Впечатляюще выглядит импровизированная каретная мастерская, расположенная в самом конце зала и, расположенная над ней, эксклюзивная 3D картина с фильмом про минский гужевой транспорт XIX века.
В конце XIX века Минск стал крупнейшим промышленным и торговым центром Беларуси благодаря развитому железнодорожному узлу, что поспособствовало смене привычной кареты на резвую конку – предшественницу электрического трамвая. Советуем вам посетить этот уютный небольшой, но интересный музей!
1
2...
561