1943 год, 22 июля. Вечер в деревне Доры, Воложинский район Минской области
Жители деревни со страхом наблюдали, как оккупанты сгоняли население в центр, к церкви. Деревенские понимали, что ничего хорошего нельзя ожидать от озверевших фашистов и их прихвостней из местных. Да, были и такие, и подчас усердствовали в карательных операциях почище самих захватчиков.
Не спасли молитвы и осторожность. Отвели в сторону тех, кто мог работать, помоложе и покрепче, подлежащих отправке в Германию на каторжные работы. Всех оставшихся - слабых и беззащитных женщин с детьми и стариков - согнали в церковь. У кого, казалось бы, могла подняться рука на жизни беззащитных людей в их храме, где они отправляли службы, возносили молитвы, знаменовали начало и конец жизненного срока, рождение детей! Однако случилось именно так.
Фашисты разрядили оружие в толпу и без малейшего сострадания подожгли строение с людьми внутри. Спаслись только трое, им удалось выбраться и убежать, а позже присоединиться к партизанам. Остальные 257 человек, 36 из которых - дети, были сожжены заживо.
Не могли белорусы забыть подобное и не почтить память погибших в огне. Чувством горя, скорби, утрат пропитана композиция мемориального комплекса в деревне Доры.
При сооружении памятника остатки здания церкви были буквально откопаны, приподняты, на открывшемся таким образом фундаменте установлена памятная табличка. Имена погибших размещены на стеле, подножие которой служит основанием для бронзовых погребальных венков. Четырехметровые скульптуры скорбящих женщин символизируют материнскую, вдовью, да и вообще любую женскую душу, плачущую от неизбывного горя. «Вдовы. Погибших ждут вечно» - таково название скульптурной группы. Вечная женская доля - ждать не пришедших с войны, скорбеть о потерях, но все-таки, не теряя надежды, верить в лучшее и ждать.
Тихо в мемориальном комплексе, только березы шумят, скорбя вместе с пришедшими почтить память жертв людьми. Все располагает к осознанной грусти, осознанию масштабов трагедии, размышлениям.
Авторы комплекса - скульптор Николай Иванович Кондратьев, архитекторы Ольга Борисовна Владыкина и Станислав Иванович Федченко. Ко времени возведения этого памятника они уже были опытными художниками, впитали в себя как национальные традиции создания мемориальных комплексов, так все то лучшее, что накопило искусство скульптуры при социалистическом строе.
Изначально, в семидесятых годах прошлого века, фигуры женщин были небольшими, созданными из дерева. Они не были востребованы и хранились у автора. Затем, по предложению архитектора Федченко, скульптор Кондратьев согласился отлить их в металле, увеличив при этом размеры фигур для усиления монументальности и величия. Скульптурные группы вписаны в ландшафт таким образом, что теперь их можно созерцать с любой стороны прилегающей территории.
В нынешнем варианте комплекс существует с 1991 года, а первоначальные деревянные фигуры переданы музею Великой Отечественной войны.
В завершение скажем, что один из авторов мемориала С.И. Федченко написал стихотворение, посвященное его работе в деревне Доры и созданному при его участии памятнику. Такова была степень сопереживания, что душа художника не могла не проникнуться высоким чувством и не отозваться. В нем простыми словами он повествует о всеобщей скорби. Этот траур объединяет и людей, и природу в траурном оплакивании погибших в огне. Грустно поникают головы, и воцаряется у мемориала тишина.
1
2...
561