Исторические сведения о Лунинце
Лунинец – небольшой городок, расположенный в 228 километрах от областного центра – Бреста. Он занимает важное месторасположение и является железнодорожным узлом. Кроме того, город расположен еще и в весьма живописном месте – на берегу реки Припять.
История Лунинца начинается в 1449 году, только название его было тогда немного другим – Малый Лулин. Уже спустя столетие он стал называться практически так, как привычно слышать нам, и с 1540 года в качестве населенного пункта Лулинец стал владением полоцкого воеводы Станислава Довойны. Начиная с 1622 года – в подчинении у Дятловичского мужского монастыря.
1793 год – в составе Российской империи, а с 1842 года – государственные владения. В связи с прокладкой железнодорожных путей местечко растет и развивается. В начале двадцатого столетия – оккупировано немцами, с 1919 по 1939 годы являлся частью Польши в качестве центра Лунинецкого повета Полесского воеводства. Именно в этот промежуток времени и было завершено возведение Свято-Крестовоздвиженской церкви, являющейся главной достопримечательностью Лунинца. Тогда же построили и костел святого Иосифа, вызывающий не меньший интерес со стороны туристов, приезжающих в Лунинец.
С 1939 – часть БССР. Во время ВОВ ровно три года находился в оккупации – с июля 41 по июль 44 годов.
Архитектура церкви Воздвижения Креста Господня
Начало строительству Крестовоздвиженской церкви было положено в 1912 году, и завершилось оно лишь спустя 9 лет – в 1921 году. До ее появления здесь уже существовала святыня из дерева. Архитектурный стиль, в котором была возведена кирпичная постройка – ретроспективно-русский. Основной объем храма – кубоподобный, он завершается четырехскатной крышей с пятью луковицеподобными главками. С запада к нему примыкает шатровая звонница, также увенчанная луковичной главкой, и широкая трапезная. Кроме того, к основному объему примыкает и апсида полукруглой формы, которая внутри открывается широким просветом, имеющим форму арки. С восточной стороны здесь расположены ризницы, с боков – узкие приделы. Главный вход оформлен с помощью арочного портала, над которым располагается окно-биформиум, также арочное, в наличнике-кокошнике. Грани колокольни украшены килевидными кокошниками, неоштукатуренные стены – кирпичным декором (аркатурными фризами, плоскими фигурными и конховыми нишами, треугольными фронтонами).
Во всех помещениях, кроме центрального, потолок плоский. А вот подкупольное пространство центрального зала является деревянным сводом, построенным из дерева и установленным на парусах.
Интерьер поражает обилием икон, начиная с древнейших и заканчивая образами, датированными XIX веком. Здесь находится множество различных икон Богородицы «Введение Богородицы во храм», «Почитание Богородицы», «Богоматерь с младенцем», «Всех скорбящих Радость», написанных в 1757 году, «Святые Борис и Глеб со святой Христиной», «Великомученица Параскева», «Восстание из гроба», «Великомученица Варвара», «Варвара с житием», «Царь Константин», «Святой апостол Павел», «Святое семейство», также датируемых 1757 годом, «Благовещение», «Встреча Марии с Елисаветой», «Деисус» - эти три иконы написаны в течении XVIII столетия, «Пророк Илия», «Спас», «Николай Чудотворец», «Сергий Радонежский», «Богоматерь Умиление», «Архистратиг Михаил», «Усія Святыя», «Благовещение», «Равноапостольный царь Константин», «Георгий Победоносец» в окладе (некоторые из этих икон XIX века были перенесены в Крестовоздвиженский храм из церкви, которая закрылась в деревне Лунин).
1
2...
561