Об этом великолепном храме можно говорить и писать только в превосходной степени - настолько он впечатляет. Не так давно он преодолел возрастную отметку в четверть тысячелетия. Храм овеян историей, великолепен внутри и снаружи. А с учетом того, что прилегающая территория распланирована и украшена под стать храму, то можно сказать, что этот костел начинается уже при входе в ворота его двора.
История костела
Его история связана с фамилией Огинских. Они предоставили свою землю для Ордена иезуитов, выделили средства на строительство храма. Поэтому он был освящен именем Тадеуша (новозаветного апостола Фаддея), небесного покровителя Тадеуша Огинского. Строился он с 1766 по 1776 годы, был освящен в 1777. На самом деле это последний иезуитский костел на территории Беларуси. Его строительство было закончено, когда Орден уже был запрещен. Специалисты считают, что «иезуитское барокко» - стиль, который прижился на Беларуси в те времена и стал своим - в этой постройке сочетается с классицизмом. Карл Спампани - предполагаемый архитектор этого сооружения.
Храм действовал до 1948 года. Даже после его закрытия в эпоху атеизма прихожане организовывали здесь службы самостоятельно и в отсутствие пастырей стремились поддерживать костел в порядке. Но и это стало под запретом. Некоторое время костел служил в качестве склада.
1990 год - год возвращения костела верующим. За прошедшее с этой даты время храм не только обрел былое величие, но силами верующих и служителей церкви приумножил его.
Сейчас костел включен в перечень историко-культурных достопримечательностей республиканского значения.
Архитектура костела: экстерьер и интерьер здания
Постройка костела - это терхнефная двухбашенная базилика с апсидой, скрытым куполом центрального нефа, куполами башен главного фасада, прямоугольными оконными проемами, прорезающими фасады на разной высоте.
Внутри костела изобилуют арки. Планировка помещения отвечает требованиям религиозного канона для проведения католических литургий.
Но главная достопримечательность интерьера - уникальная монументальная живопись – фрески в технике гризайль. Они имитируют скульптуры, барельефы, лепнину потолков. Мэтр Казимир Антошевский - автор объемных изображений, создающих иллюзии формы и пространства. Фигуры святых, сцены из Библии, сценки с участием светских персон того времени в совокупности с элегантной роскошью других украшений интерьера (позолоты, тонкой живописи, скульптур) - зрелище получается захватывающее дух, неповторимое.
Уникальны росписи сводов потолка. Здесь игра с объемом сочетается с имитацией лепного орнамента.
В костеле установлен орган, рассчитанный на 12 голосов. Звучит здесь не только религиозная музыка - сейчас зачастую практикуется проведение разно жанровых музыкальных фестивалей.
Архитектура костела в едином ансамбле с ландшафтом его двора
Заботливой рукой наших современников осуществлено очень интересное решение двора храма. От здания костела отходят радиально аллеи, на каждой установлена статуя апостола, сподвижника Христа. 12 апостолов - 12 аллей. Таким образом, храм оказывается в центре - на пересечении дорог, мыслей и молитв.
Здесь же пруд в форме рыбы (рыба - символ Христа), в пруду – лилии. Как известно, цветок лилии - символ чистоты и непорочности.
Как бы не были убедительны слова, сколько бы не было предпринято попыток описать красоту, музыку, живопись, в полной мере это сделать не удастся. Это надо видеть, созерцать, постигать.
1
2...
551