«Я, Лев Сапега, ... всем вокруг и каждому лично, ... нынешним и будущим поколениям людей объявляю, что для чести и хвалы Бога всемогущего, в троице единого, я построил костел во имя Святого Казимира в своем местечке Новый Лепель...». Такую запись сделал в 1602 году великий канцлер. Стоит с тех пор костел в Лепеле, пусть немного видоизмененный (время и стихии уничтожили старую постройку) и уже не деревянный, как при Сапеге, а каменный, зато добротный и видный. Стоит, являясь оплотом веры, хранителем памяти, воплощением духовности и красоты.
История храма
Тот, первоначальный костел, не пощадили пожары 1779 и 1833 годов. Последний был особенно жесток - выгорел почти весь центр города. Строение костела было в самом плачевном состоянии и реставрации не подлежало, службы велись в небольшой часовенке. Заговорили о возведении каменного костела.
Проект был создан архитектором Мачулевичем в 1857 году, средства на его реализацию даровал местный помещик Петр Мальчевский. Два поколения Мальчевских строили костел, в 1876 году он был введен в действие и освящен именем Святого Казимира. В нем же провели поминальную службу по умершему ранее в том же году Мачульскому-старшему, основному фундатору.
Позже архитектурный ансамбль был дополнен плебанией, в 1889 году из двух других костелов были привезены органы, из которых мастер по фамилии Шульц собрал один, звучащий на 12 голосов.
Костел действовал до 1935 года. Затем последовал перерыв в его работе - лихолетье богоборчества, воинствующего атеизма. Гараж, трансформаторное оборудование - все это вынужден был терпеть храм в своих стенах.
Годы 1990-1993 - период возрождения храма. Его отремонтировали и обустроили. И, наконец-то, костел приобрел статус действующего.
Архитектура и убранство костела св. Казимира
Извне костел божественно красив. Он гармонично и впечатляюще смотрится даже на современной черно-белой фотографии. Не о каждом здании можно сказать такое.
Его архитектура выполнена в стиле классицизма в виде двухбашенной трехнефной базилики. Автор проекта сгруппировал объемы таким образом, что композиция получилась ступенчатой, динамичной. Треугольные фронтоны украшают все фасады здания, а башни - только главный фасад.
Внешняя ограда костела деревянная с солидными каменными столбами. Она была построена в то же время, что и каменный костел.
За то время, пока костел был закрыт, оказались утрачены росписи стен внутри помещений и барочные алтари. Они не подлежат восстановлению. Потеряны также уникальные иконы: древние «Воздвижение Святого Креста» и «Святой Казимир», а также копии известных произведений «Освобождение Святого Петра из темницы» и «Святой Антоний».
Современное внутреннее убранство костела Святого Казимира и его планировка полностью соответствуют канонам католического храма, подчиняются общему стилевому решению.
Еще стоит упомянуть, что внешние стены подсобных строений костела украшены картинами и фотографиями Лепеля разных времен, а рядом с храмом находится скульптура Папы Иоанна Павла II. С постамента каменной кладки в полном облачении Святой Иоанн Павел II благословляющим жестом приветствует прихожан.
По инициативе священнослужителей напротив костела установлена скульптура Льва Сапеги. Его именем начиналось это описание, им же и заканчивается. Великая личность, велик его след в истории. Быть может, он обращался к нам, упоминая «будущие поколения»? Ведь в этом костеле находится еще и часть духовного наследия: исторического и религиозного. И счастливы наши современники, имеющие возможность к нему приобщиться.
1
2...
561