Улица Дзержинского в Полоцке. Здесь, среди многоэтажных новостроек, не так давно, в 1997 году, разместился костел. С тех пор своим присутствием он облагораживает всю округу, являясь своеобразным центром, фокусом не только архитектурным, но и духовным.
Андрей (Анжей) Боболя (1591-1657) - святой, которого почитают христиане римско-католической церкви. Это был истовый и чистый в вере, милосердный и аскетичный в жизни человек, образованный теолог, красноречивый богослов, миссионер-подвижник. Его любили верующие, опасались приверженцы других религиозных конфессий, потому что в диспутах он всегда одерживал верх, привлекая в свою церковь все новых приверженцев. Этого ему не простили. Андрей Боболя принял мученическую смерть, но не отрекся от символов своей веры, не изменил своей религиозной доктрине.
Примечательна история его останков. Их перевозили, переносили, транспортировали разными способами из города в город, из страны в страну, выставляли для обозрения в музеях, прятали в храмах, выкупали. Рим, Москву, Пинск и другие города и селения пришлось посетить священным останкам, пока они не нашли упокоение в санктуарии святого в Варшаве, в специально построенной для него базилике.
Андрей Боболя при жизни много работал на территории современных Беларуси и Польши, их покровителем он считается и сейчас.
Он был канонизирован в 1938, а в 1997 в его честь освятили молодой католический храм в Полоцке. Храм Святого Андрея Боболи как место поклонения всем католикам, пострадавшим за веру
Когда-то на месте храма был кинотеатр, частично его постройка использована при возведении костела, но автор проекта, архитектор В.Паируги, в корне переработал идеи постройки. В результате получился костел, соответствующий всем канонам католического культового сооружения. Здание многоярусное, по-современному ассиметричное (к нему было чуть позже пристроено помещение воскресной школы, что нисколько не изменило целостность проекта, а только добавило динамичности). «Изюминкой» экстерьера является пятиярусная башня-звонница, грациозная, увенчанная ограненным шатром.
Начиная с вида брамы (входных ворот) костела, каждому, кто захочет посмотреть его, становится понятна основная идея, заложенная в декор постройки: поминовение мучеников за христианскую веру, за католическую церковь.Там, где слово бессильно иллюстрировать муки, вступает изобразительное искусство и скульптура. Так происходит в костеле Андрея Боболи в Полоцке.
Чеканные по металлу изображения, барельефы на дверях храма - это примеры высокого искусства. Они показывают не только сцены пыток, но и мужество страдальцев за веру Христову, иллюстрируют величие их духа, в конечном счете - сами являются символами веры.
Неблагодарное дело - пытаться описать словами этот строгий храм, в интерьере которого столь драгоценные изображения. Пусть они современного авторства и создания, их воздействие не становится слабее. Это надо видеть. И слушать скорбные звуки храмового органа.
1
2...
562