Этот костел в старинном белорусском местечке, (сейчас городской поселок), ассоциируется с двумя Андреями - святым апостолом Андреем и святым Андреем Баболей.
На сайте белорусской католической церкви фигурирует первое название. Основан и освящен Андреевский костел был, почти, за полтора века до развертывания деятельности Андрея Баболи. 1459 - год строительства первого деревянного костела св. апостола Андрея в Лынтупах, 1908-1914 - годы строительства монументального каменного взамен сгоревшего старого.
Годы жизни и деятельности Андрея Баболи - польского и белорусского святого - 1591-1657. Но этот священномученик, отдавший жизнь за свою веру, (он был замучен насмерть казаками, но не отрекся от догматов католицизма), очень уважаем белорусскими и польскими католиками. Он считается святым покровителем этих стран. Поэтому, второе название храма устойчиво укоренилось и упоминается даже в солидных изданиях.
Покровители костела в Лынтупах
Исторически сложилось так, что два покровителя с именем Андрей через века освящают церковь.
Святой апостол Андрей - один из двенадцати апостолов, учеников Христа, упомянут в Евангелиях, издревле весьма почитаем в христианстве.
Андрей Баболя, выходец из благородной семьи, член ордена иезуитов, пламенный религиозный оратор, образованный теолог, подвижник церкви, миссионер. Его уважали короли, любил простой народ, опасались сторонники других религий. За силу, чистоту веры и праведность жизни и взглядов, его иногда называют Полесским апостолом, чьи нетленные мощи сейчас находятся в Варшаве.
Архитектурное и декоративное решение современного костела
На ровной площадке, в центре городского поселка, возвышается кирпичное здание костела. Белый, величественный, он всегда в фокусе обзора, составляет центр композиции населенного пункта в целом. Строение в стиле псевдобарокко, которое, по всем канонам, должно быть тяжеловесным, на самом деле парит, две высокие башни поддерживают небесную твердь. Характерные украшения экстерьера костела - лепные ордерные элементы.
Специалисты отмечают внешнюю пластичность здания, особую эстетическую ценность верхней части башен, увенчанных гранеными фонарями. Все здание, как будто, охвачено музыкальным ритмом: вертикальный ритм создают высокие арочные окна боковых фасадов, горизонтальный - карнизы и пилястры, венчающие каждый ярус строения до самой высокой точки его.
Костел окружает невысокая ограда каменной кладки - современница основного здания. Трехпролетные ворота, кроме утилитарной функции, выполняют еще и эстетическую: они уместны, кованая решетка красива, все вместе смотрится как единое гармоничное целое.
В интерьере царит ясная светлая элегантность. Нарядные алтари, иконы тонкого письма, высокие потолки и много пространства - все способствует воспарению духа, вызывает молитвенное и созерцательное настроение. Главная святыня костела - иконописный образ Святой Анны (XVII-XIX века).
Костел признан памятником архитектуры, внесен во все соответствующие государственные реестры.
В эпоху богоборчества храм пытались закрыть, но его отстояли верующие. Все годы своего существования он был действующим, таким является и сейчас - символ и оплот веры, пример высокого зодческого искусства, украшение и гордость городка.
1
2...
561