В историческом центре Минска, на левом берегу реки Свислочь, располагался административно-торговый центр белорусской столицы. Троицкая гора, или Троицкое предместье - исторически сложившееся название этого района. Оно известно еще с XII века, упоминается в исторических документах XIV, XVI и последующих веков.
Троицкое предместье скрупулезно восстановлено по старым планам и рисункам. Теперь это колоритный район, островок старой Беларуси в центре Минска. Главная улица предместья носила название Троицкая. Ныне это улица поэта Михаила Богдановича, он родился в одном из домов на этой улице.
Разношерстная, яркая, многоязыкая толпа народа населяла предместье. Туда-сюда беспокойно сновали через реку пешие, конные, груженые телеги. Жизнь кипела. Здесь просто не могло не быть моста.
Троицкое предместье соединялось с Нижним рынком мостом, прокинутым над водами Свислочи. Он располагался почти на том же месте, что и нынешний мост через Свислочь по улице Богдановича.
Почему мост носил название «Хлусов»? В числе прочего, на обоих берегах располагались торговые объекты своих и заезжих купцов, бойкие приказчики-зазывалы прямо на улице вылавливали потенциальных покупателей, приставучие торговцы упрямо навязывали свой товар, пользуясь суматохой частенько «надували» покупателей. Точно также поступали и цыгане, стремящиеся «предсказать судьбу» каждого прохожего, одновременно облегчая его карман. Бизнес есть бизнес, погоня за прибылью любой ценой тогда главенствовала в торговом деле. «Хлус, хлусня» по-белорусски обозначала обман, хитрость, жульничество. Как воспринимал народ происходящее, так и прижилось название моста в ознаменование торгового произвола - Хлусов мост.
Другая версия возникновения названия была связана с именем купца Лукаша Хлуса, который первым воздвиг этот мост за собственные средства.
Мост был очень популярен у местного населения в стародавние времена и известен почти так же давно, как и само предместье, как и сам Минск. Если время, войны или пожары разрушали Хлусов мост, то его восстанавливали как можно быстрее, иначе жизнь в городе оказывалась парализована.
В 1898 году, по этому мосту были проложены рельсы конки (специальный вагон, приводимый в движение по рельсам конной тягой; существовал до освоения парового двигателя), планировалась прокладка трамвайных путей, но помешала Первая мировая война. Трамвай по этому маршруту пустили только в 1929 году. Трамвайный мост на Нижнем базаре - таким стало в то время официальное название моста, но среди граждан по-прежнему бытовало старое - Хлусов.
Во время Великой Отечественной войны деревянный мост, каким бы прочным он ни был, все же разрушили. Как выяснилось, безвозвратно, потому что новый, современный, железобетонный был построен чуть левее прежнего с целью выпрямить улицу Богдановича.
Плотный транспортный поток несется ежедневно по этому мосту, соединяет берега реки Свислочь в современном мегаполисе. Но тот, кто хочет узнать историческую сущность современного моста, непременно захочет пройти по нему пешком, слушая экскурсовода. Ведь, кроме упомянутых, еще очень много легенд связано с Хлусовым мостом, которые обязательно надо услышать и запомнить каждому.
1
2...
551