Ярким примером в истории еврейского духовного просвещения и подготовки раввинов, известных далеко за пределами восточной Европы, является Иешива в Воложине.
Официально днем «открытых дверей» считается 1806 год, однако функционировать данное заведение начало на три года ранее. Неоднократно двери принудительно закрывались властями, однако учебный процесс продолжался, несмотря на временные трудности. По историческим данным причиной тому являлось неповиновение руководства Иешивы в принятии к обязательному изучению русского языка на должном уровне для подобных еврейских заведений, а также ряда светских наук и сокращения учебного времени. Процесс самообучения шел непрерывно, а основополагающей успеваемости юношей являлось первостепенно жесткое самообразование в изучении талмуда и самоконтроль, ибо экзаменов обучающимся не проводилось.
Дух семьи
Иешива - «Эц-а-Хаим», что в переводе означает «Древо жизни».
Ученики ощущали себя единой семьей внутри духовного заведения, помогали друг другу в обучении и материально. Количество учеников увеличивалось с каждым годом, приезжая из разных стран мира.
Самую весомую финансовую поддержку обеспечивала еврейская община из Америки. Однако в данном процессе было задействовано множество подобных общин ряда стран.
Несмотря на первое закрытие заведения в 1824 году местными властями, Иешива продолжила свое функционирование. А в 1843 году р. Ицхак (глава Воложинской Иешии после смерти своего отца р. Хаима) принял участие в первой созванной раввинской комиссии. Именно тогда в Петербурге, рош-иешива (глава Иешивы) узаконил существование данного заведения (не без ведома властей).
В итоге, после смерти р. Хаима бразды правления принимает р. Нафтали-Берлин. И вот тогда начинается жесткий прессинг со стороны правительства, недружелюбно относящегося к подобного рода заведениям, в особенности к Воложинской Иешиве.
«Рассадник фанатичных раввинов»
Именно так отозвалось правительство (не без участия самих евреев) на «антипросвещенное» обучение духовного развития раввинов. Как следствие, 6 апреля 1858 года Иешива была официально закрыта, сославшись на «вредное направление» данного заведения.
В открытом письме р. Берлина, опубликованном в издании известной еврейской Петербургской газеты, он пояснил, что с нововведением ряда светских наук авторитет Воложской Иешивы (известной как «Эм Ха-Ешивот» ивр. «мать иешив»), явно померкнет. А это в свою очередь отобразится на финансовых пожертвованиях, благодаря которым данное учреждение и существует как оплот истинного талмудизма.
Вскоре Министр народного просвещения И. Делянов обязывает Иешиву отныне изучать русский язык, утвердив «Правила о Воложинской Иешиве». Однако р. Берлин отказывается принять данные «правила», после чего 22 января 1892 года Воложский духовный кладезь просвещения вновь закрывают приказом правительства.
Уже пребывая в Варшаве после высылки из Воложина, фанатичный р. Берлин тяжело переживает закрытие Иешивы и заболевает. В 1893 году он скончался.
Закрытым оказался лишь этот «Рассадник фанатичных раввинов», а в ряде других подобных заведений изменения программы обучения не коснулись.
В итоге, спустя несколько лет Воложинская Иешива вновь открыла двери без нововведений и корректировки плана обучения будущих раввинов.
1
2...
562