Это старинное здание многие минчане раньше знали как призывной пункт областного военкомата. Располагался он здесь с послевоенных времен вплоть до 2004 года. И только в последние годы для горожан открылась удивительная история этого старинного дома. Оказывается, что эта городская усадьба, построенная в стиле палаццо - изысканного и строгого классицизма, была известна еще в XVIII веке. Если посмотреть план Минска 1793 года, то можно увидеть, что усадьба состояла из самого дома и двух симметрично расположенных флигелей. Они образовывали фасадом дома так называемый «курдонер» - парадный двор. Со стороны площади перед усадьбой стояла кованая ограда с широкими воротами.
Самым первым владельцем усадьбы, как известно из архивных документов, был польский аристократ, граф Михаил Пшездецкий. Именно он построил этот дом возле площади Высокого рынка (теперь это Площадь Свободы). Затем усадьбу у него купил крупный помещик и аптекарь Андрей Станкевич. Третьим хозяином дома стал коллекционер и литератор Юрий Кобылинский. В то время усадьба превратилась в частную галерею, и его коллекция картин стала доступной для всех минчан. Жил здесь драматург и поэт Винцент Дунин-Марцинкевич. В середине XIX века усадьбой стал владеть минский городской голова Леопольд Дельпаце.
После революции хозяевами усадьбы стали различные государственные и ведомственные учреждения.
Менялись хозяева, перестраивалась и сама усадьба. До наших дней из всех построек сохранился только усадебный дом и один южный флигель.
Когда началась реконструкция дома, то желанием реставраторов было воссоздать именно атмосферу быта и все детали усадебной жизни того времени. Всем известно, что в XVIII веке аристократы были увлечены французской модой, поэтому реставраторы тщательно искали и подбирали только подлинные предметы обстановки дома. Сегодня старинные интерьеры можно увидеть в четырех залах усадьбы: в большой и малой гостиных, в кабинете и библиотеке. В большой гостиной предстает уникальная горка-витрина для французской посуды, изготовленная на российской мануфактуре братьев Гамбс, которые поставляли мебель для царского двора. На противоположной стороне стоит угловая тумба, выполненная в стиле «второе рококо», а это середина XIX века. Реставрация мебели продолжалась три года, только вот стулья отреставрировать было уже невозможно. Их просто «законсервировали» в их нынешнем состоянии, и сидеть на них нельзя.
Сразу бросается в глаза и красивый ковер-картина с сюжетом известного тогда итальянского художника Гвидо Рени.
Так же в гостиных представлено множество старинной посуды. Всего и не перечислишь: это напольная японская ваза XVIII века, китайский фарфор, саксонский кофейник, персидская чаша, китайские вазы, английский соусник, супницы, российские тарелки... Еще и шведская доска для резки сыра, лопатка для торта, посуда для бюргерских колбасок и пива, рюмки и штофы, птичка-солонка и горшочек для меда с хрустальной ложечкой. Осмотрев весь дом, можно точно увидеть и представить, как жили минские аристократы того времени.
После реконструкции усадьбы появились утраченные элементы архитектурного декора и фасада здания, фрагменты фресковой живописи, воссозданы сводчатые перекрытия. Полностью обновлен живописный декор и воссоздана кафельная печь.
В 2012 году было решено открыть в усадьбе Художественную галерею Михаила Савицкого.
Городская усадьба XVIII века будет всегда привлекать туристов. Она дает возможность не только соприкоснуться с историей Минска, но и показать минскую усадебную жизнь как пересечение множества городских культур прошедших веков.
1
2...
551