Домачево – небольшой поселок Брестской области, находящийся на границе с Польшей, в котором расположен контрольно-пропускной пункт. Подобное положение не могло не наложить отпечаток на историю и развитие Домачево. Оно во все времена славилось своей многоконфессиональностью, здесь соседствовали еврейские синагоги, православные храмы, лютеранские кирхи и католические костелы. Именно поэтому здесь и возникли одни из первых поселений протестантов на территории Республики Беларусь.
Появление протестантских общин в Домачево относится еще ко временам Великого княжества Литовского. Знаменитый представитель шляхетского рода Радзивил Черный поддерживал идеи Реформации, поэтому, благодаря его покровительству, в крупных городах одна за одной возникают протестантские общины. В 1564 году в пойме Западного Буга, неподалеку от территории Домачево того времени, поселились первые голландцы, приехавшие в Беларусь с целью распространения идей Реформации. Ими были основаны два поселения – Нейдорф и Нейбров, находившиеся в пяти-шести километрах на северо-запад и в двух-трех на запад соответственно. По сути, они являлись одним поселком, разделенным на две половины церковью и приходом, находившиеся между Нейдорфом и Нейбровом. Местные жители окрестили их голендрами.
Жизнь и развитие данных общин до сих пор не исследованы, разрозненные данные о них начали встречаться в литературных трудах знаменитого белорусского этнографа И.К. Киркора. До этого же впервые задокументировано существование общины было лишь в 1600 году, когда жителями Нейдорфа был выбран новый пастор Ян Йорам. Существует и другая дата основания протестантских поселений – 1790 год, однако она скорее относится ко второй волне поселенцев из числа протестантов, которые, по мнению старожилов, были приглашены сюда самой императрицей Екатериной Великой, поддерживавшей движения Реформации.
Земли, на которых располагались общины голландцев, часто страдали от наводнений. Однако, несмотря на постоянные половодья, смывавшие постройки, упорные и трудолюбивые люди отстроили здесь жилые дома из камня, кирху, школы для протестантских и католических детей. Голландские поселенцы занимались молочным животноводством, разводили лошадей, и вскоре стали одними из самых процветающих в округе. К слову, чтобы сохранить половодье, поселенцы придумали весьма хитроумный способ: когда Буг выходил из берегов, они поднимали животных на веревках, и те пережидали половодье на чердаке дома. Уже в начале XX столетия у колонистов появился свой молочный кооператив.
Когда на эти земли пришли гитлеровцы, они даже признали голландские поселения немецким поселением, так называемыми «фольсдойче», что позволило им избежать разрушения и опустошения (в отличие от самого Домачево, где за время войны было уничтожено около 3800 человек, а также разрушены еврейская община и лютеранский собор).
Потомки голландцев из окрестностей Домачево расселились по всему миру, они находятся в Польше, Соединенных Штатах Америки, Германии. Выходцы из белорусской деревни чтят свое прошлое и до сих пор создают объединения «Нейдорф-Нейбров». Некоторые из них изредка навещают историческую родину.
Если вы еще не бывали в Домачево, оно поразит вас уникальными свидетельствами о существовании на его земле протестантских общин. Здесь можно увидеть находящиеся на окраине деревни памятники неподалеку от старинного лютеранского кладбища. К сожалению, кирха не сохранилась, однако ее фундамент еще стоит и также доступен к просмотру. К тому же, даже православная церковь чтит протестантское наследие: в местной церкви можно увидеть две роскошные люстры, спасенные из здания кирхи.
1
2...
561