Чуть более пяти лет назад в окрестностях города Кобрина, точнее на его восточной окраине, появилась новая достопримечательность – здесь был открыт самый большой в республике гидроузел. Построенный к Дожинкам и названный в честь города, в черте которого расположен, сейчас он выполняет работу вместо двух старых гидроузлов, бывших на его месте.
Как только гидроузел был сдан в эксплуатацию, он сразу же стал местной достопримечательностью.
Чем же он так примечателен? Гидроузел «Кобрин» является частью Днепровско-Бугского канала, построенного в 1775 году. А еще ранее здесь находился один из ключевых торговых путей древности «из варяг в греки». К слову, уже сделано немало для возрождения этого легендарного пути. Первые шаги, призванные объединить Балтийское и Чёрное моря, уже сделаны: постепенно ремонтируются и строятся новые гидроузлы и шлюзы. К примеру, на то, чтобы судно могло преодолеть шлюз и отправиться дальше по маршруту, раньше уходило около часа. До реконструкции работникам приходилось чуть ли не вручную открывать шлюзы, построенные еще из дерева. Теперь же корабль нажатием одной-единственной кнопки переправляется в камеру шлюзования и спустя всего минут двадцать спокойно может продолжать свой путь. По словам Андрея Булыги, нынешнего начальника гидроузла «Кобрин», совсем скоро суда, следующие из Украины, смогут через воды Беларуси попадать в Балтийское море. Уже сейчас гидроузел позволяет организовывать выход в страны Европы, Польшу и Германию. По Днепровско-Бугскому каналу перевозят важные строительные материалы, среди которых бутовый камень, а также щебень и песок. Планируется и перевозка природного газа, что значительно повысит скорость доставки полезного ископаемого туда, где оно нужнее всего.
Гидроузел «Кобрин» не зря считается самым большим в стране. Перепад воды в нем составляет более пяти с половиной метров при длине шлюзовой камеры в сто двадцать метров. Изначально планировалось и возведение гидроэлектростанции, так как использование естественной энергии позволяет экономить огромные средства и вырабатывать немалые объемы необходимых ресурсов. Возведенная вслед за гидроузлом мини-электростанция имеет две турбины, что позволяет ей вырабатывать 2,5 кВт в сутки. Поэтому, несмотря на то, что построенная электростанция имеет приставку «мини», полученная с ее помощью электроэнергия обеспечивает нужды города с лихвой.
Хоть на строительство гидроузла были выделены внушительные суммы, его создатели прогнозируют очень быструю окупаемость сооружения. Это и понятно: грузовые перевозки по водному простору значительно дешевле, чем любые другие виды перевозок, поэтому услуги узла «Кобрин» широко востребованы не только строительными, но и другими компаниями. Пока гидроузел еще не работает в полную мощь, однако его создатели планируют бурное развитие водного сообщения после открытия магистрали.
Таким образом, гидроузел «Кобрин» - важное сооружение не только с точки электроэнергетики, но и также с точки зрения водного сообщения.
1
2...
563