В конце XVIII столетия под руководством итальянского архитектора Дж. Сакко на территории имения Святск, которое находится под Гродно, был выстроен красивый дворец. Возведение этого и других сооружений тесно связано с дворянским родом Воловичей, известного еще с XV века. Работы по созданию дворцово-паркового ансамбля были завершены уже в XIX веке.
Как создавался данный архитектурный комплекс?
В его составе выделялись дворцовое здание с 2-мя флигелями, которые соединялись галереями, парк с очаровательными прудами, часовня, а также хозяйственное пространство.
Сакко также занимался оформлением внутреннего убранства дворца. Для этого сюда были приглашены известные мастера Т. Маньковский и А. Смуглевич. Последний вместе с братом Франциском выполнял роспись в зале заседаний в главной школе Вильно. Источником художественных идей стали образцы античного искусства, что помогло придать помещению особый дух академичности.
Что ожидало дворец в XX столетии?
Первая мировая война нанесла серьезный урон дворцово-парковому ансамблю Воловичей. Основное здание подверглось разграблению и разрушению со стороны мародеров, которые вынесли оттуда почти все ценные предметы. Вплоть до 1930-х гг. строения никак не использовались, и потому дождевые потоки и снеговые массы через разбитые окна и отверстия в кровле, не встречая преград на своем пути, проникали внутрь помещений, тем самым нанося урон штукатурке и произведениям живописного искусства.
После того, как бывшую усадьбу передали в ведение Минздрава Польши, здесь открылся наркологический санаторий. Все реставрационные работы и реконструкция отдельных элементов дворца выполнялись соответственно его новому назначению.
Несколько меньше ансамбль пострадал во Вторую мировую войну. С ноября 1946 г. здесь стал размещаться эвакуационный госпиталь, который был переведен из Ново-Борисова.
В 1971 г. на территории усадьбы открыли туберкулезный санаторий областного значения. Начиная с 2009 г. собственником всего комплекса стало ОАО «Санаторий «Озерный».
Архитектурные особенности дворцово-паркового ансамбля Воловичей
Благодаря стараниям реставраторов И. Йодковского и З. Роковского, а также проектировщика О. Сосновского, в 1930-33 гг. удалось восстановить внешний облик и внутреннее убранство разрушенной усадьбы.
При этом крыша из прежней четырехскатной превратилась в высокую мансардную, а число труб сократилось на две. Что касается интерьерных преобразований, то трансформации подверглись пандус и лестница возле центрального входа. Поскольку к 30-м гг. XX в. галереи подверглись значительным разрушениям, а окна оказались выломанными, на фоне главного фасада появились перекрытия из бетона.
Существенные изменения коснулись и флигелей, где изначальные дверные проемы превратились в окна. При этом входные пространства с крупными арочными проемами образовались в центральных частях основных фасадов.
Все реставрационные перемены обуславливались новыми функциями отдельных элементов здания. Реконструкция галереи выполнялась по причине аварийного состояния кладки.
Интересная деталь дворцово-паркового ансамбля Воловичей
Недалеко от здания дворца можно заметить несколько массивных валунов, поверхность которых полностью покрыта мхом. Несмотря на то, что их обходят своим вниманием экскурсоводы и энциклопедические издания, взгляд туристов невольно падает на эти природные памятники былым временам. Согласно легенде, неподалеку от усадьбы когда-то находилось языческое капище, однако подтвердить данный факт пока не удается.
Святский дворцово-парковый ансамбль можно считать одной из жемчужин Гродненского края.
1
2...
551