Одна синагога находилась в центре местечка. Сегодня от нее остались стены, видны заложенные кирпичом старые окна, здание много раз перестраивалось, но оно ещё существует. Два других здания синагог – исчезли.
Из Национального исторического архива Беларуси:
Все иудейские культовые здания, как и почти вся застройка в Черее, были деревянными, поэтому в местечке нередким явлением были пожары. Во время одного из них (примерно в начале 1880-х годов) один из молитвенных домов сгорел. Общине было мало двух зданий, и в августе 1883 года еврейское население уполномочило черейского мещанина Хаима Шоломовича Брука обратиться в строительное отделение Могилёвского губернского правления с ходатайством о разрешении построить новый молитвенный дом вместо сгоревшего. В губернский центр был отправлен подробный план строительства, который и был утверждён в конце сентября 1883 года. Согласно этому плану, здание было деревянным, в нём кроме основного помещения имелась отдельная галерея для женщин. Располагался молитвенный дом недалеко от площади, на Могилёвской улице.3
Не исключено, что вскоре был построен ещё один иудейский молитвенный дом. В архивах сохранилось дело о разрешении строительства в Черее хасидской молитвенной школы, план которой был утверждён 21 июня 1898 года.4
В Черее был раввин: в документах сохранились сведения о том, что в 1909 – 1912 годах эту должность занимал мещанин Гилель Давидович Гольдберг.5
Прежнее количество синагог сохранялась в местечке и в начале 1920-х гг. Из архивных документов известно, что в марте 1923 года в Черее действовали Каменный, Средний и Миснагидский молитвенные дома (синагоги). Судя по всему, самой богатой и просторной была Средняя синагога, в которой хранились три свитка Торы, здесь же находились три арон-кодеша, 12 скамеек, 5 ламп, часы и книги религиозного содержания. Имущество Каменной синагоги состояло из двух свитков Торы, трех арон-кодешей, десяти скамеек, шести ламп, одних настенных часов и книг. Интерьер Миснагидской синагоги, кроме двух Тор, составляли арон-кодеш, восемь скамеек, шесть ламп и часы.6
1920-е годы были не лучшим временем для еврейских религиозных общин: как известно, советское правительство и ВКП(б) проводили активную атеистическую политику.
Осенью 1928 года Черейский райком ВКП(б) приурочил к еврейским праздникам Рош-а-Шана и Йом-Кипур множество антирелигиозных мероприятий: два спектакля, концерт, демонстрацию кинофильмов, вечер самодеятельности, доклады и субботник.7
В местечке действовал районный совет Союза безбожников БССР, который поддерживал партию и комсомол в проведении антирелигиозных мероприятий. Кстати, этот совет был «еврейским» на одну треть: в конце 1929 года в нём насчитывалось 113 человек, из которых 41 был евреем.8
В конце 1929 года черейские комсомольцы организовали кампанию за закрытие одной из синагог. Для этого они стали проводить опрос населения, но им удалось собрать всего несколько подписей за ликвидацию культового здания. В то же время верующие-евреи составили большой список желающих оставить синагогу действующей.9
Притеснение религии привело к тому, что в 1930 году отказался от религиозной деятельности черейский раввин – Мовша Астрахан.10 Но местный меламед Шлёма Ландрес продолжал обучать детей грамоте и основам еврейской религии.11
До настоящего времени уцелело мало свидетелей «еврейского» прошлого Череи: перестроенное здание синагоги да немногочисленные памятники на кладбище.
Черейская сельская библиотека
e-mail: chereja49@gmail.com
тел.: +375 2133 2-31-19
1
2...
562