Город Минск – не только высокоразвитая столица, но и древний город с богатой историей, имеющей и свои загадки. Одна из них непосредственно касается названия. Доподлинно известно лишь то, что первоначально город именовался как Менск (Менеск, Меньск). И здесь существует целое множество предположений. Кто-то из ученых ссылается на имя Менеск, который построил неподалеку, на берегах Свислочи, мельницу, и был то ли знахарем и богатырем, то ли колдуном, то ли князем. Другие находят в названии сходство со словом «мена», ведь выгодное расположение города способствовало налаживанию торговых отношений. Наконец, имеется версия, что истоки идут к протекавшей здесь когда-то реке Менке. Как бы там ни было, но уже в конце XVII века под влиянием польской речи название трансформировалось в привычное нам слово Минск.
Нет точных данных и о дате и причинах возникновения города. Как и в случаях со многими другими поселениями, годом рождения города принято считать его первое упоминание в летописях. В отношении Минска это произошло в 1067 году и касалось одной из самых жестоких битв на территории поселения. Это было сражение на Немиге между войсками полоцкого князя Всеслава Чародея и наследниками киевского князя Ярослава Мудрого. На тот момент крупнейший ныне город представлял собой расположенное к югу от Замчища (окруженного рвом замка неподалеку от места слияния Немиги в Свислочь) поселение на пять кварталов с церковью и главной площадью.
Уже в XV веке город уверенно занял позиции одного из 15-ти крупнейших в Великом княжестве Литовском. Дальнейшему развитию Минска способствовало прохождение главных дорог: северной (через Логойск, Оршу и Борисов) и юго-восточной (Слуцк и Волынь). Позднее, уже в XIX столетии, когда распространение получили железнодорожные пути, в Минск вели Московско-Брестская и Либаво-Роменская дороги.
Впрочем, удобное расположение на пересечении дорог имело и свои недостатки – Минск регулярно подвергался нашествиям и становился «лакомым кусочком» во время многих сражений. Самые масштабные сражения и разрушения произошли в период войны с Наполеоном и, конечно, двух Мировых войн.
После Великой Отечественной войны город пришлось буквально восстанавливать из руин, однако это нисколько не ослабило его мощь и влияние. Уже в 1952 году здесь начали ходить первые троллейбусы.
С учетом того факта, что после Второй Мировой войны Минск был практически разрушен, ожидать большого количества сохранившихся исторических памятников не стоит. Тем не менее, достопримечательностей Минска достаточно много. Их можно посмотреть как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.
Среди действующих храмов выделяется построенный еще в 1642 году Свято-Духов кафедральный собор, архитектура которого является образцом стиля барокко. Кроме того, ценителям истории будут интересны Петропавловский собор (1622 год) и Кафедральный католический собор (1710 год).
Одним из неизменных символом столицы является расположенный в центре города, на площади Независимости, Красный костел, или храм Святых Симеона и Елены. Его отличительная черта – оригинальное сочетание стиля неоготики с модернизмом.
Пройдясь по главной улице столицы – проспекту Независимости, можно воочию оценить всю прелесть градостроительства периода Советского Союза. Архитекторы сделали все, чтобы придать проспекту максимальную целостность, и даже сегодня его центральная часть мало изменилась, будучи под защитой государства как историко-культурная ценность.
Наконец, можно проследить историю существования и развития города, посетив один из многочисленных музеев Минска.
1
2...
549