Есть вопрос? +375 (29) 115-49-49, + 7 (499) 350-84-49

д. Каштановка

Деревня Каштановка расположена в Пружанском районе Брестской области. Казалось бы, ничем не выделяется она из перечня подобных деревенек Пружанского и других сельских советов. Однако, нет. У этого населенного пункта длинная, интересная, самобытная история. И если сухая статистика ничем не выделяет деревеньку, то объективная история отдает ей причитающуюся долю заслуженного интереса, да еще какого!

Основатель-бунтарь и последующие владельцы Каштановки.

Фольварк Чахец - таково прежнее название деревни. Упоминается первый раз в документальных источниках в 1563 году, как принадлежащий тогдашнему лесничеству. В дальнейшем  Чахец менял хозяев. Фамилии Межеевских, Крупинских, Булгариных исторически связаны с этим местом. Именно поветовый судья Михаил Булгарин, приобретший деревеньку, заложил основы поместья с жилым домом и библиотекой. Он же добавил авантюризма и приключений в ее историю: хоть и принадлежал к известному белорусскому роду, участвовал в шляхетском  восстании, поддерживая повстанцев, привечая их в своем поместье, организовав здесь же лечение раненых, а позже сам переживал здесь ссылку за бунтарство.

Затем в качестве приданого, взятого за женой, красавицей Марией, из рода Кернозицких, деревня с поместьем перешла во владение Дьяконским. Альбин Дьяконский вдохнул новую жизнь в поместье, достраивая его, разбивая парк по всем правилам садово-паркового искусства. Добротные хозяйственные постройки, пейзажные композиции, приятные мелочи в виде малых архитектурных форм (например, камень, имеющий форму кресла, располагался под старым ясенем на обочине прогулочной дорожки)  - вот только несколько отличительных черт скромно-обаятельного быта белорусских помещиков. Подъездная аллея через парк вела ко входу в господский дом, по традициям того времени отмеченному четырьмя столбами, на веранду, выложенную плиткой с вензелями.

Разрушенное гнездо, неспокойное время

Хозяйство было крепким, документы говорят о немалом количестве приписанных к нему крестьянских душ, да и набирающий силу в тот период времени капитализм накладывал свой отпечаток. Была налажена переработка сельхозпродукции. Одним словом, поместье вошло в силу во второй половине девятнадцатого века, существовало и ушло вместе с эпохой, его породившей. Революция, две мировые войны - такие поворотные события смели с лица земли не один род, не одно поместье.  Имение Дьяконских, к сожалению, -  не исключение.

Хозяева подверглись репрессиям (последний Дьяконский был арестован в 1939 году и сгинул неизвестно где, некоторые историки считают - в Сибири, жена с ребенком выехали за границу). Имение было невостребованным в новейшей истории, разрушалось, превращаясь в забытый  всеми оплот "игрою счастия обиженных родов".

А что сейчас?

Большая часть построек разрушена беспощадным временем, сохранились только руины; цивилизованный, заботливо ухоженный в прошлом парк превратился в лесопарковую зону. Вот только камень-кресло пока на месте, стоит, вспоминает, ждет. Да еще современная историческая наука не перестает твердить о том, что такое наследие необходимо изучать, восстанавливать, использовать для культурных целей. Подобные поместья, даже в таком обветшалом состоянии, хранят дух прошлого, ведь все, что здесь перечислено, создавалось и было востребовано во времена уходящего этапа белорусской духовности, все это - экспонаты материальной культуры того времени. В атмосфере поместья звучат те струны души, которые обычно молчат в наших суматошных буднях. 

Карта местоположения

загрузка карты...

Возврат к списку