Полонечка – небольшая деревенька, расположившаяся на северо-востоке Брестской области, всего в 35 километрах от районного центра и в 244 – от самого Бреста. Благодаря тому, что на ее территории расположено несколько поистине древних и хорошо сохранившихся архитектурных памятников, она включена во многие популярные туристические маршруты.
Страницы истории
Впервые деревня Полонечка упоминается в письменных источниках в начале XVI века. В то время эти земли были территориями, которыми владел род Дусецких-Рудоминов. Вскоре их сменила династия Сесицких. И только в конце XVII столетия местечко было отдано в приданое Марианне, дочери Михала Сесицкого, Мстиславского воеводы. Девушка вышла замуж за Михала Антония Радзивилла, таким образом, передавая бразды правления от Сесицким к Радзивиллам. Последние и стали бессменными владельцами земель, на которых располагалась Полонечка. Знаменитый род приложил немало усилий к развитию своих владений, при Матвее Радзивилле Полонечка и вовсе была культурным центром края.
Строительство на территории Полонечки каменной резиденции относится к XVIII столетию. Поскольку этими землями владела пускай и очень прославленная, но достаточно бедная ветвь династии Радзивиллов, возведение дворца растянулось на долгие годы. Некоторое время дворец даже сдавали в аренду, чтобы свести концы с концами.
Доминирующим архитектурным стилем, сформировавшим черты усадьбы, стал классицизм. Хотя изначально в облике здания присутствовали признаки барокко (заметные, впрочем, и сейчас в вытянутой композиционной оси). Стены дворца возводились из внушительных камней метровой ширины, которые затем были отделаны красным кирпичом.
В архитектурном плане здание, возведенное итальянским архитектором, имя которого, к сожалению, утеряно, напоминает возведенную в Италии виллу Тривулзино. Оно имело два этажа и вместе с примыкающими с боков одноэтажными флигелями, с которыми соединялось с помощью галерей, формировало парадный двор. Во дворец вела широкая лестница. Все черты внешнего убранства свидетельствовали о том, что зодчий при перепланировке усадьбы руководствовался палладианскими принципами – здание должно было быть компактным, с прямыми галереями.
Внешняя отделка фасадов говорила о принадлежности к классицизму: центром композиции был треугольный фронтон (к сожалению, не уцелевший к нашему времени). Зато и сейчас мы можем полюбоваться оконными наличниками с сандриками, а также абсолютно уникальными столбами, верхушки которых были украшены головами древнегреческих героев. Дворцово-парковый комплекс постепенно расширялся, в его состав входили два парка – в английском и французском стилях, каплица, оранжерея, двор с хозяйственными постройками и мельницей и др.
Сейчас дворец сохранился только внешне. Во время Великой Отечественной войны он пострадал от военных действий, затем в его стенах разместили детский интернат, для целей которого полностью изменили планировку.
1
2...
566