Здание управления Либаво-Роменской железной дороги в Минске

Здание из красного кирпича в стиле модерн, а когда-то то место, где решались транспортные проблемы страны, сразу приковывает к себе внимание. Построено оно было в 1911 году, во времена Российской империи и являлось зданием управления Либаво-Роменской железной дороги, связывавшей Балтику с Украиной. Это строение находится на улице Кирова. Когда-то давно здание было собственностью дворянки Ядвиги Костровицкой, которая неплохо управляла своими активами. Затем в этом здании располагалось железнодорожное управление, а также аптека, библиотека, магазины и общество взаимопомощи железнодорожников. Перед Первой мировой войной здесь была гимназия Левицкой и курсы сестер милосердия. Сейчас в этом историческом месте проживают обычные минчане, на первом этаже дома распложены рестораны и кафе. Постройка выполнена архитектором Краснопольским. Здание было создано в современном стиле со сглаженным углом – отказ от прямых углов характерен для модерна. Фасад здания украшают небольшие балкончики и орнамент из квадратов серого цвета. Архитектор удачно воплотил свой проект в виде этой авангардной постройки с окнами в форме арок и вытянутых прямоугольников.

Либаво-Роменская железная дорога была образована в 1876 году путем слияния безходной Либаво-Кошедарской (изначально она соединяла два города на территории современных Латвии и Литвы – нынешние Лиепаяи Кайшядориссоответственно) и Ландварово-Роменской железных дорог (территории современных Беларуси и Украины). Первым начальником станции Минск Ландварово-Роменской желез­ной дороги, кстати, стал брат известного хирур­га, студент Московского университета В.В. Склифосовский. А первой станцией Либаво-Роменской железной дороги в 1872 году стала станция Осиповичи, названная в честь одноименной деревни, расположенной неподалеку. Позже эта станция разрослась до размеров города и превратилась в важный транспортный узел страны. Основные участки дорог строились с 1872 года по 1901. Пришлось изымать крестьянские земли и отдавать их под постройку. Проходила эта железная дорога по МинскойМогилёвскойЧерниговскойПолтавской, КурляндскойВиленскойКовенской губерниям. С 1891 года казенной железной дорогой стало руководить Министерство путей сообщения, и к 1913 году протяженность дороги составляла почти полторы тысячи километров. Подвижный состав насчитывал более четырехсот паровозов, большинство вагонов были товарными. Таким образом, был совершен существенный скачок в развитии Северо-Западного края, а железнодорожная сеть Беларуси постепенно стала одной из самых развитых в Российской империи.

Участок дороги Либава-Вянта разобран в девяностые годы прошлого века. Но часть Либаво-Роменской железной дороги Вянта-Ромны функционирует по сей день – с 1918 года она относится к Западным железным дорогам и позволяет нам окунуться в историю, прокатившись по тем местам, где когда-то ходили паровозы Российской империи.

Здание управления Либаво-Роменской железной дороги в Минске Здание управления Либаво-Роменской железной дороги в Минске